Тело и психика. Психосоматика. Часть 2

  1. Что же происходит с человеком, переживающим такой  опыт?

Человек попадает в определенную ситуацию, к которой приводит какая-то последовательность событий. И это не обязательно события, окрашенные    негативно. И, в зависимости от типа личности и от того жизненного опыта, который был человеком прожит, данная последовательность событий либо становится травмирующим опытом, либо нет. А это значит, что если «погрузить» одновременно двух людей в одну и ту же ситуацию, с разным  типом  личности и жизненным опытом, тогда они не обязательно оба будут переживать травмирующую ситуацию. И тогда можно с уверенностью сказать, что травмирующий опыт это не то, что произошло с человеком в действительности, а то, как вся эта ситуация или череда событий были восприняты им. Если все же психика человека восприняла  ситуацию, как «нарушение баланса», тогда эта ситуация становится травмирующим  опытом.  И здесь уже, для того чтобы вернуть этот потерянный  баланс, включаются механизмы, которые пытаются помочь с этим справится (защитные механизмы психики).  Все это происходит неосознанно, как вы понимаете. Благодаря этим защитам  сам человек начинает воспринимать все, что с ним происходит как внутри, так и снаружи,  искаженно, будто смотрится в кривое зеркало. Все это также сказывается и на восприятии человеком своего  тела.  Любая травмирующая  ситуация приводит  человека к тому, что он  теряет связь с телом, не видит его таким, каким оно является на самом деле, не понимает  и не чувствует,  что с ним происходит.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАЩИТЫ

Согласно З. Фрейду все защитные механизмы психики действуют на неосознанном уровне. Они помогают снизить уровень тревоги и разрешить внутренний конфликт между сознанием и подсознанием   с помощью искажения и  отрицания реальности. Но т.к. наше подсознание всегда пытается найти дыры в  психологической защите, чтобы сознание прекратило подавлять возникающие импульсы (а сознание при этом начинает сопротивляться), мы наблюдаем  у людей нервные срывы, неврозы (в том числе в виде психосоматических расстройств) и  депрессивные состояния.

З. Фрейд выделил следующие защитные механизмы психики:

  • Вытеснение. Это первичная защита психики, обеспечивающая прямой уход от тревожности. Самая часто встречающаяся защита. При ее работе происходит удаление всех чувств, мыслей и эмоций, повышающих уровень тревожности. В результате этого человек не помнит травмирующей ситуации и не осознает внутреннего конфликта, ею вызванного. Например, человек вытеснил переживания и эмоции , связанные с определенной травмирующей ситуацией. Но он продолжит негативно реагировать на все (участники, место, обстоятельства), которые будут напоминать ему об этом опыте.
  • Проекция. Защита, при которой человек все свои чувства, мысли, поведение и эмоции, связанные с травмирующим опытом, приписывает другим людям. По сути, происходит перекладывание ответственности. Человек пытается переложить вину и ответственность за свои ошибки на других. Например, обвинение окружающих или обстоятельств в том, что произошло.
  • Замещение. При данной защите происходит перенос эмоций и чувств на объект с более угрожающего на менее угрожающий, т.е. происходит вымещение недовольства на более слабом, на том кто не может ответить. Например, вымещение гнева на детях, животных или подчиненных.
  • Рационализация. Искажение реальной ситуации таким образом, чтобы снизить фрустрацию и уровень тревожности, с помощью «рационального» объяснения самому себе того, что произошло. Например, абитуриент не поступил в тот университет, в который хотел. И убеждает себя в том, что вообще не хотел в него поступать, т.к. ему не нравится эта профессия.
  • Реактивное образование. Человек пытается противостоять сложившимся обстоятельствам, испытывая противоположные эмоции и совершая обратные действия в сложившийся ситуации. Например, человек влюбляется, но объект влюбленности не отвечает взаимностью или реагирует негативно на признание. И когда этот механизм срабатывает, этот человек вместо любви начинает испытывать к объекту  ненависть..
  • Регрессия. Защитный механизм, при котором происходит возврат к детской модели поведения и эмоциональному отреагированию. Например, надуться и не разговаривать, это как раз данная защита.
  • Сублимация. Это наиболее конструктивная защита, которая дает возможность трансформировать неприемлемые психологические импульсы, в те, которые одобряются социумом. Например, через направление этой энергии на работу и творчество.
  • Отрицание. Защита, при которой происходит отрицание реальности, т.е. человек отрицает то, что с ним травмирующая ситуация вообще произошла. – Игнорирование и отрицание очевидных фактов травмирующего опыта. Например, отрицание того, что такая ситуация произошла или может произойти.

Все выше перечисленные защитные механизмы психики помогают бессознательным процессам противостоять  цензуре сознания.

Любое сильное эмоциональное потрясение приводит к его соматизации. И если человек не может выразить эти эмоции, потому что включаются «защиты», он выражает их через тело.  Чем чаще он испытывает повторяющиеся негативные эмоциональные состояния, которые он подавляет, тем сильнее мышцы спазмируются. А это значит, что им становится все труднее расслабиться. Все это в итоге приводит к образованию «мышечного панциря» (по В. Райху), что мешает нормальному кровоснабжению мышц, а так же сказывается на психологическом состоянии человека. А значит, если  эта картина так и останется неизменной, это приведет к появлению физиологических заболеваний психосоматического характера.

СХЕМА ВОЗНИКНОВЕНИЯ СОМАТИЗАЦИИ

Ситуация –> невозможность с ней справиться -> работа защитных механизмов психики -> в сознании «проблемы» нет, но на бессознательном уровне она сохраняется -> конфликт не решен -> соматизация

Соответственно, можно с уверенностью сказать, что психосоматические расстройства являются проявлением конфликта сознательных и неосознаваемых процессов психики.

И очень часто симптоматика психосоматических расстройств характеризуется наличием подавленной агрессии, страхов и  тревог из детства,  депрессии.