Ступени Аштанга-йоги — дхарана, дхьяна и самадхи

Сегодняшний  разговор будет посвящен дхаране, дхьяне и самадхи.

Дхарана – это концентрация ума на каком-то объекте, мысли или образе. На этой ступени наблюдается повышенное, но еще не совершенное сосредоточение ума. И практик осознает процесс своего сосредоточения на объекте.

Согласно «Йога-Сутрам Патанджали» с комментариями Свами Сатьянанда Сарасвати: «Дхарана означает заключение ума в одну точку, один объект или одну область…Когда ум сконцентрирован на точке, восприятие становится интенсивным. Когда глаза закрыты, объект, которым может быть мысль, какая-либо идея или слово, проявляется более явственно. [Сконцентрированный] ум не движется и не покидает точку концентрации…В дхаране существует осознание объекта, которое в процессе [концентрации] время от времени прерывается. Осознание может быть прервано, если вы слышите посторонний звук или в ум приходят различные мысли. Таким образом, дхарана включает концентрацию сознания с прерываниями».

И вот что пишет Б.К. С. Айенгар в книге «Йога Дипика» про дхарану: «Когда тело закалено асанами, ум очищен огнем пранаямы, а чувства обузданы пратьяхарой, садхака достигает шестой ступени йоги, называемой дхараной. Здесь он сосредоточивается целиком на одном объекте или задаче, в которую полностью погружен. Чтобы достичь этого состояния полного поглощения, ум должен быть успокоен».

Дхьяна – санскр. «созерцание», «видение умом», «интуитивное видение», «медитация», «сосредоточение», «размышление».

Находясь в дхьяне, практикующий не осознает, что находится в медитации, он осознает только себя и объект своей концентрации. И главное отличие дхьяны от дхараны в том, что практикующий становится одним целым с объектом своей концентрации, т.е. его сознание полностью сливается с ним.

В книге «Йога Сутры» Патанджали с комментариями Свами Сатьянанда Сарасвати дхьяна описывается так: «Непрерывный поток содержания сознания есть дхьяна. Если в дхаране осознание становится настолько непрерывным, что отсутствуют перерывы или прерывания, вызванные, [например], какой-либо мыслью, тогда дхарана замещается дхьяной, т.е. превращается в нее. Когда мы практикуем дхарану, иногда дхьяна испытывается [сама собой]. В дхьяне имеет место непрерывный поток сознания».

Б.К.С. Айенгар о дхьяне: «Когда вода принимает очертания сосуда, так и ум, созерцая объект, принимает форму этого объекта».

Самадхи — санскр. «целостность, объединение; осуществление, завершение; собранность; совершенство».

Дхарана постепенно переходит в дхьяну, а дхьяна в самадхи.

Самадхи — это состояние, в котором практик не осознает свою индивидуальность, при этом единение наблюдателя и наблюдаемого продолжается. По сути, происходит слияние внешнего и внутреннего миров, микро- и макрокосмоса. Таким образом, достигается такое состояние, когда сознание практика уже не существует, т.е. наступает момент «chitta vritti nirodha» (полная остановка деятельности сознания).

Б.К.С. Айенгар характеризует эту ступень следующим образом:  «Самадхи – завершение исканий садхаки. На вершине медитации садхака переходит в состояние самадхи, в котором тело и чувства отдыхают, как во сне, способности ума и рассудка сохранены, как при бодрствовании, и все же он находится за пределами сознания».

Ps. В статье использованы фото, взятые с просторов интернета