Вторая ступень Аштанга-йоги “Нияма”
Санскритское слово нияма означает «обуздывать, подчинать». Нияма – это принципы, в которых речь идет о личном образе жизни по правилам самодисциплины и порядка. Т.е. Нияма является кодексом личного образа жизни.
Патанджали выделил 5 ниям:
— Шауча (чистота или чистоплотность) чистота тела и сознания.
Чистота в окружающем мире человека, чистота тела, одежды и жилища. Согласно этому принципу практикуется чистота сознания, мыслей и внутреннего мира человека.
Практикующий должен ежедневно соблюдать чистоплотность, очищать свое тело и заботиться о нем. Здесь имеется ввиду очищение, как и снаружи, так и внутри ( шаткармы). Также должна соблюдаться психо-гигиена, т.е. не забываем и про ментальную чистоту. Формируем отношение к телу, как к храму и средству для самореализации. Стараемся употреблять чистую, здоровую пищу. Искореняем нечистые мысли и действия.
Как пишет Б.К.С. Айенгар в книге «Йога Дипика. Прояснение йоги»:
« Чистота тела – необходимое условие хорошего самочувствия. Купание очищает тело извне, асаны и пранаяма – внутри. Практика асан тонизирует тело, выводит токсины, которые накапливаются из-за потворства слабостям. Пранаяма вентилирует легкие, насыщает кровь кислородом и очищает нервы. Но еще важнее, чем физическое очищение тела, очищение ума от несущих смятение эмоций, таких как ненависть, ярость, гнев, вожделение, алчность обман и гордыня. И еще более важно очищение интеллекта (буддхи) от порочных мыслей… Внутреннее очищение дает свет и радость. Оно приносит благожелательность ( суманасья) и устраняет душевные муки, уныние, печаль и отчаяние ( даурманасья)…Кроме чистоты тела, мыслей и слов важна и чистота пищи. Помимо опрятности пр приготовлении пищи необходимо соблюдать чистоту и в средствах добывания ее…Помимо пищи большое значение имет выбор места для духовной практики.»
— Сантоша (удовлетворенность, невзыскательность, скромность)
Практикующий довольствуется тем, что дарует ему жизнь. Т.е. отсутствует привязанность ко всему: имуществу, титулам или людям. Если существует неудовлетворенность собой или чем-то еще, то невозможно заниматься самореализацией и саморазвитием. Все мысли заняты тем, как бы получить удовольствие. А вся энергия тратится на достижение этого состояния удовлетворенности.
В книги Б.К.С. Айенгара «Йога Дипика. Прояснение йоги» про сантошу говорится следующее:
« Сантошу, или удовлетворенность, надо воспитывать. Неудовлетворенный ум не способен к сосредоточению. Йог не ощущает ни в чем недостатка, поэтому его удовлетворенность естественна… Удовлетворенность и спокойствие – это состояние ума…Удовлетворенность и спокойствие приходят тогда, когда пламя духа не колышется от ветра желаний».
— Тапас (подвижничество, аскетизм, самодисциплина)
Тапас ( санкр. «тепло, жар, пылать, гореть. сиять». Тапас означает «пламенное стремление достичь определенной цели в жизни при любых обстаятельствах» (Б.К.С. Айенгра «Йога Дипика. Прояснение йоги». Тапас — это способность принимать лишения и трудности ради осуществления духовных целей. Тапас подразумевает под собой очищение, самодисциплину и аскетизм. Также тапас это выполнение какой-то работы ( задачи), без эгоистичекий побуждений.
Существует 3 типа тапаса: каика, тапас относящийся к телу; вачика, относящийся к речи и манасика, относящийся к уму.
Б.К.С. Айенгар пишет, что «при помощи тапаса йог развивает силу тела, ума и характера, приобретает мужество и мудрость, целостность, прямоту и простоту».
— Свадхьяя ( санскр. Сва – «сам», адхьяя – «учение, образование») – самообучение
Практикующий изучает книги и писания, чтобы получить знания о философии йоги, и в частности лучше узнать себя. Через изучение текстов происходит посвящение в содержание настоящей практики йоги, что мотивирует практика на достижение цели йоги. Формируется вдохновение на пути самореализации и самопознания. Изучение текстов постепенно меняет отношение человека к миру и себе. При этом важно не накапливать знания, а получить личный опыт.
Согласно Б.К.С. Айенграру: «Человек, занимающийся свадхьяей, читает собственную книгу жизни, и в то же время пишет и редактирует ее. Его взгляды на жизнь меняются».
— Ишварапранидхана (преданность Ишваре, преданность Богу)
Посвящение своих действий и воли Богу, Высшей цели. И все то, что делается, происходит бескорыстно и искренне.
Б.К.С. Айенгар: «Когда ум освободился от желания личного удовлетворения, его следует заполнить мыслями о Боге. Когда ум занят мыслями об удовлетворении личных желаний, появляется опасность, что чувства увлекут его в погоню за объектами желаний».
Таким образом, 5 принципов ямы и пять принципов ниямы являются взаимодополняющими друг друга. Они помогают свои отношения с окружающим нас миром, понять себя и все те изменения, которые происходят в нас.
Ps. В статье использованы фото, взятые с просторов интернета
Комментарии: