Первая ступень Аштанга-йоги «Яма»

Яма  ( санскр. «сдерженность, контроль»)  – контроль над действиями по отношению к внутреннему и внешнему мир ( наши отношения с миром ).

Согласно «Йога-Сутрам Патанджали» выделяется 5 принципов  ямы:

  Ахимса — ненасилие

Ненасилие ко всему: людям, животным, растениям и, в том числе, к себе. Оно практикуется как на физическом, так и на психологическом уровнях. Т.е. практикуется не причинение вреда ни мыслью, ни словом, ни действием. По сути, ахимса это отсутствие неприязни, враждебности и желания навредить другому существу или себе.

Известнейшим практиком ахимсы является М. Ганди. Вот что он поэтому поводу пишет в книге «Моя Жизнь» ( Ч.4 , гд IX):

«Ахимса – это снова для поисков истины. Поиски эти тщетны, если они не строятся на ахимсе. Все мы из одного теста сделаны, все мы дети одного Творца, и божественные силы в нас безграничны. Третировать человеческое существо – значит третировать эти божественные силы и, тем самым, причинять зло не только этому существу, но и всему миру. Для меня всегда было загадкой, как могут люди считать для себя почетным унижение ближнего?!».

Очень часто люди не замечают, что, в первую очередь, они не проявляют ахимсу к себе. А ведь отношение к миру и в мире, это — отражение отношения к себе. Т.е. если присутствует внутренняя гармония, то она будет присутствовать и вне вас. Что касается применения ахимсы к практике хатха-йоги, то практикующий не должен спешить сделать асану любой ценой, если его тело еще к ней не готово. Очень часто, форсируя события, практикующие получают травму.  

Сатья – правдивость.

Правдивость не только по отношению к другим, но и к себе. Это честность, проявляющаяся в мыслях, поступках и словах. Это принцип говорит об отказе от лжи и самообмана.

В практике хатха- йоги, на коврике, сатья помогает реально оценивать  свои возможности в данный период своего развития. 

Астейя – не присвоение чужого  (порядочность)

Здесь идет речь не только о материальных вещах, но и потраченном времени, затрате сил и энергии. Также астейя подразумевает под собой то, насколько мы готовы делиться с другими своим временем, силой и энергией.

Что касается практик хатха- йоги, то астея запрещает добиваться цели любой ценой, жертвуя здоровьем. Что очень актуально, для людей, практикующих в залах с большим количеством занимающихся, или практиков, пришедших в группы среднего и сложного уровня. Очень часто  можно заметить на таких занятиях занимающихся, которые очень сильно хотят сделать асану, в том виде, в каком ее делает инструктор или практикующий на соседнем коврике. Что, опять же, может привести к травме.

Брахмачарья – воздержание

В узком смысле рассматривается как воздержание в сексуальной сфере.  В широком – контроль над желаниями. Нарушением этого принципа является невоздержанность :   в сексе, еде, питье, болтливости и пр.

Петри Райсянен в своей книге «Аштанга-йога» в практике хатха йоги, говоря о брахмачарье, рекомендует «носить в йога-шале скромную одежду, тем самым подчеркивая уважение к себе и окружающим. Ни к кому не приглядывайтесь и не реагируйте на знаки повышенного интереса, сконцентрируйтесь и переключите мысли на контроль дыхания, движения и взгляда»

Апариграха – нестяжательство ( ненакопительство, непривязанность)

Практикующий довольствуется тем, что есть.  Не занимается накопительством. Поэтому ему не приходится беспокоиться о сохранности своего «богатства». Это распространяется не только на материальные вещи, но и на результат совершаемых действий.  Так же к этому принципу относится отсутствие привязанности к тем образам нас самих (маскам и ролям), которые мы исполняем в социальной жизни.

Что касается реализации апариграхи на коврике — это, конечно же, отсутствие отношения к практике, как самоцели. Т.е. практика рассматривается, не как цель  завернуться в какую-то крутую асану, чтобы фото в инстаргамм получило больше «лайков», а, как инструмент достижения состояния читта вритти ниродха  (остановки деятельности сознания).

На мой взгляд, все эти пять принципов, пять ям приводят человека к гармоничному внутреннему состоянию, что сказывается и на восприятии внешнего мира. Так же эти принципы очень важны в хатха-йоге, для гармоничного развития и безопасной практики.   

Ps. В статье использованы фото, взятые с просторов интернета