Пятая ступень Аштанга-йоги «Пратьяхара»

 

Пратьяхара — это отстранение чувств от объектов, на которые они направлены, отстранение от внешнего мира.

«Пратьяхара происходит тогда, когда чувства больше не следуют за движением ума и отделяются от внешних объектов» («Патанджала Йога Даршана», II.54)

Описать эту ступень словами не так-то просто, надо пробовать ее практиковать. Пратьяхара дает возможность человеку переключить свое внимание с внешнего мира на внутренний, услышать себя, не отвлекаясь ни на что другое. При этом это происходит само собой после практики асан и пранаям или даже во время практики. Практикуя пратьяхару, человек постепенно становится хозяином своего ума и своих чувств. Ведь изначально, наш ум подобен «бешеной обезьяне, прыгающей с ветки на ветку».

Б.К.С.Айенгар про пятую ступень пишет в книге «Йога Дипика» следующее:

«Если рассудок уступает влечениям чувств, человек погибает. И напротив, при ритмичном регулировании дыхания, вместо того чтобы гоняться за внешними объектами желаний, чувства устремляются внутрь, и человек освобождается от их тирании. Это пятая ступень йоги, называемая пратьяхарой, на которой осуществляется контроль над чувствами..Ум, привязанный к объектам желаний, приносит рабство, отрешившись же от них, он дает освобождение. Когда ум жаждет чего-то, тоскует или горюет о чем-то, человек находится в рабстве. Когда все желания и страхи уничтожены, ум очищается».

Практика пратьяхары, готовит практикующего к следующей ступени – дхаране (концентрации). Четкую границу между этими ступенями выделить сложно, т.к.пратьяхара плавно перетекает в дхарану.

Как пишет Рейнхард Гамментхалер в книге «Кундалини-йога-парампара»:

«Если энергетическая система йога освобождается от всех загрязнений и прана начинает течь через сушумну, то адепт переживает чувства неописуемой интенсивности и сознание, направленное вовне, автоматически отвлекается от внешнего мира и начинает растворяться в потоке внутренней энергии».

Ps. В статье использованы фото, взятые с просторов интернета